УГОЛ

Пришло время поговорить об углах. Большинство принципов дебюта и середины вы уже знаете, и теперь дальнейшее понятие игры невозможно без знания важности угловых полей. В Отелло все изменяется не до бесконечности. Наступает момент, когда делается последний 60-й ход и больше уже ничего не перевернёшь. Но некоторые фишки нельзя перевернуть уже раньше, так как из-за геометрии доски их нельзя зажать с двух сторон.

Посмотрите на белую фишку на поле h1. На доске не существует двух таких полей, которые охватывали бы h1 с двух противоположных сторон. Получается, что если вы установите здесь свою фишку, она останется вашей до конца игры. Точно также нельзя зажать и ряд из чёрных фишек h4-h8, и обе конфигурации из фишек на левой стороне. Все эти фишки называются мертвыми. Обладание подобными конфигурациями в дебюте - явное преимущество. Получив одну фишку в углу, надо стремиться, на ее базе, образовать как можно больше мёртвых фишек.

Обладание углом является настолько большим преимуществом, что мастер при игре с новичками, даёт им фору, выставляя в углы от одной до четырёх фишек. Ни в коем случае не давайте в дебюте сопернику угол. Это было самое первое правило Реверси о котором догадались люди. Правда, во многих книгах оно было и последним.

Олег Степанов