Правила Отелло очень просты и они гораздо легче усваиваются, если их объяснять за доской на пальцах. Не зря девиз игры гласит: "Минута на усвоение и жизнь на совершенствование".
Игра ведется 64-мя фишками имеющими форму круглых дисков, которые с одной стороны окрашены в чёрный цвет, а с другой в белый. Играют на квадратном поле 8 на 8 клеток, как на шахматной доске, с той разницей, что в Отелло поля не раскрашиваются в контрастные цвета.
1. Партия всегда начинается с позиции, приведенной на диаграмме 1 , где две фишки выложены чёрной стороной вверх, а две белой. Это одно из отличий игры от Реверси, где возможны и другие начальные позиции.
2. Один из игроков назначается чёрным и всегда выставляет свои фишки чёрным цветом вверх, а соперник назначается белым и соответственно выставляет свои фишки вверх белым цветом.
3. Чёрные всегда начинают игру, а белые ходят вторыми, в отличие от распространённых в Европе игр типа шахматы и шашки. Ходят по очереди.
4. Возможный ход определяется и совершается по следующим правилам. Новая фишка выставляется на свободное поле доски. Это свободное поле должно соседствовать, по крайней мере, с одним полем, на котором расположена фишка противника. Кроме того, эта фишка противника, или ряд из фишек без пропуска, должны быть заключены между уже стоящей на доске фишкой и только сейчас выставляемой. Расположенные между фишками ходящего фишки без пропуска или фишка противника тотчас переворачиваются и теперь становятся фишками принадлежащими ходящему. Данный маневр производится по всем направлениям по горизонтали, вертикали и диагоналям. Это самое трудное из тех правил, которые надо понять, и чтобы вы его лучше усвоили, обратимся к диаграммам 2 и 3. На диаграмме 2 показана позиция на доске до хода чёрных на поле обозначенное буквой A. На диаграмме 3 позиция после совершения хода. Обратите внимание, какие фишки белых при этом переворачиваются, а какие нет. Две фишки расположенные сверху и справа от поля A переворачиваются, так как находятся между выставляемой и уже стоящими на доске фишками чёрных. Кроме того переворачивается по диагонали ряд из двух фишек снизу. Фишка слева от поля А не переворачивается, так как на доске слева от нее пустое поле и она не зажата. Также не переворачиваются и расположенные снизу 3 белые фишки, поскольку между ними и выставляемой есть свободное поле. Обратите внимание, что на доске есть еще белые фишки, зажатые между чёрными, но они остаются белыми, потому, что среди зажимающих их нет только что выставленной, а это обязательное условие для переворачивания.
5. Если у игрока нет возможности совершить ход, он говорит "пас" и очередь переходит к сопернику. Если у кого-либо закончатся фишки вследствие того, что соперник слишком много раз говорил "пас", он может взять фишки, лежащие рядом с соперником, и продолжать игру, выставляя их. Это второе правило, которое отличает Отелло от Реверси. Если есть возможность совершить ход, "пас" говорить нельзя.
6. Когда ни кто не может сделать ход, даже если на доске остались свободные поля, партия прекращается. Игроки подсчитывают количество фишек на доске и тот, у кого их оказывается больше, объявляется победителем. Если фишек поровну, провозглашается ничья.
7. Один раз выставленная на доску фишка не может быть передвинута или снята с доски. По окончании партии фишки переворачивать нельзя.
Вот и все правила. Уверяю вас, на доске их можно объяснить гораздо быстрее, чем время, которое вам, возможно, понадобилось для внимательного прочтения.
Олег Степанов