Есть сведения, что игра Реверси впервые была опубликована в 1870 году под названием "Аннексация". Сначала в неё играли на доске в виде креста, как в популярной тогда игре солитер, но позже перешли к доске 8х8. Самую старую газетную статью об игре обнаружил Дэвид Шамэн в "Восточных обозрениях". А самые первые официальные правила Реверси были напечатаны 21 августа 1886 года.
Изобретателей, как потом выяснилось, было сразу двое: Джон В. Моллет и Льюис Э. Уотерман. Эти два английских джентльмена называли друг друга обманщиками, выпускали свои книги и конкурировали фирмами по производству комплектов.
Игра была не так популярна до весны 1888 года, когда игрок-писатель Вальтер Х.Пил написал о ней серию статей в Лондонской газете "Куин", специализировавшейся на "делах, которые интересны леди". В августе 1888 года эти статьи были собраны и опубликованы в "Рукописи о Реверси". Книга была продана фирме пловца Джонсона и его сына вместе с версией игры. В 1889 году фирмой Джона В. Моллета была выпущена книга "Реверси и Го-Банг", написанная Пилом под псевдонимом Берклей.
В 1896 году в США в Нью-Йорке вышла книга Алиса Ховарда Кади "Реверси". В этой книге Кади писал уже об абсолютных правилах, обязывающих переворачивать по всем направлениям по вертикали, горизонтали и диагоналям. Она была меньше книги Пила, но в ней приводились тактические и стратегические принципы игры, которые дошли до нашего времени. Правда, здесь писалось о пресловутом центральном квадрате 4Х4, выход из которого в дебюте считался ведущим к проигрышу и не рекомендовался. Принципы, найденные Кади стали открыто обсуждаться, и его идеи получили широкое распространение как имеющие большую ценность. Книга заканчивалась коротким рассмотрением "Королевских Реверси", в которые играли от 4-х до 6-ти человек на специальных цветных досках разноцветными кубиками. Эту игру вскоре стала распространять фирма "Жак и сыновья".
В те времена Реверси не получило всемирного распространения. Оно появлялось то там то здесь и даже под различными названиями. В Глоцесторе, недалеко от Бристоля, в 1892 году были опубликованы правила игры "Флиппонс", а в национальном музее Копенгагена хранится комплект игры "Карасла", изготовленный в 1889 году.
Около 1890 года Реверси пережило свой пик популярности в мире. Профессор Питер В.Фрей сообщил, что игра "Аннексация" была очень популярна в Венгрии в 1910 году. В газете "Таймс" 27 декабря 1976 года миссис Элизабет Картер писала: "Задолго до 30-х годов, моя тетя, которая жила тогда в Манчестере, познакомила нас с игрой "Боттл Токс", получившей своё название из-за того, что играли в неё картонными кругляшками, служившими крышечками молочным бутылкам. Играли 64-мя такими кусочками на шахматной доске".
В США Реверси продавалось под несколькими названиями. В "Занимательной энциклопедии" Е. О. Харбина, опубликованной в 1940 году в Нью-Йорке, писалось, что игра "Фан Мен" (Фах-Меин), также известная в 20-х - 30-х годах как "Китайские друзья", имеет китайские корни. Об английском происхождении тогда уже забыли, а китайские шашки пользовались в то время большой популярностью, вот и приписали игре китайскую родину. В 1938 году разновидность "Королевских Реверси" было опубликовано под названием "Хамелеон". Около 1960 года Реверси продавалось под названием "Лас-Вегас Банфия". Даже в самой Великобритании в 1965 году оно было известно как "Экзит", а немного позже как "Чан Риэшен". В Италии Реверси пользовалось популярностью под названиями "Рибалтон", "Риваскино" и "Реверсино".
В России Реверси продавалось в 80-х годах в приличном магнитном комплекте вместе с игрой квадратура, а в Прибалтике выпускался комплект игры "Полусальто". Надо заметить, что описания и принципы игры, которые прилагались к комплектам, нанесли большой вред её развитию в стране своей надуманностью и глупостью. Кстати, эта книга написана специально им в противовес.
К сожалению, мне неизвестна ни одна партия в Реверси раннего (английского) периода, но вы можете насладиться игрой первых мастеров Отелло, так как эти партии были сохранены.
Итак. Современная история Отелло. Японский период. В это время игра засверкала новыми гранями и получила широкую известность.
В 1971 году японец Горо Хасегава (1932 года рождения) переизобрёл (даже и не знаю как это прокомментировать) игру, которую по совету своего отца, Широ Хасегавы, профессора английской литературы в Токийском университете, назвал Отелло в честь его любимого шекспировского героя. Между Отелло и Реверси всего два отличия: а) в Отелло всего одна начальная расстановка, что несколько обедняет игру, но зато б) фишки у игроков общие, и если у вас они закончились, вы можете воспользоваться фишками лежащими рядом с соперником, что придает игре демократичность и более логично.
В марте 1973 года Горо Хасегава создал Японскую Ассоциацию Отелло и 7 апреля был проведен первый чемпионат Японии, который прошел в Токио. Одержал победу с одинаковым счетом 38-26 обоими цветами Каичиро Тсуджи, который и был провозглашен первым чемпионом. По предложению победителя отныне, на чемпионатах Японии, стали разыгрывать цвет по следующим правилам: соперники сначала играют в популярную игру "камень, ножницы, мешок" (на счёт раз-два-три оба, одновременно, выбрасывали одну из возможных комбинаций на пальцах) и победитель получает право выбора: цвет какой он хочет или выигрыш в случае ничейного результата! Эти странные правила сохранились и по сей день. Кое-кому они не нравятся, но традиции в Японии чтут как нигде.
Несколькими неделями позже, 29 апреля, фирма по производству игр "Цукуда Ориджинал Компани" начала продавать первые комплекты по Отелло. Вскоре пришёл большой успех. 14 августа 1975 года состоялся первый чемпионат Японии среди студентов. В 1976 году игра была представлена зарубежным странам. В том же году Габриэль Индастри из Нью-Йорка получила лицензию на продажу Отелло в США и Канаде. Комплект был подарен папе Римскому и игра получила освящение церкви.
В 1976 году Реверси в виде Отелло вернулось в Англию. 22 октября 1976 года сильнейший игрок Японии 27-летний Фумио Фуджита играл матч с сильнейшим английским шахматистом Энтони Майлсом, тогда еще 20-ти летним пареньком. Матч демонстрировался по телевидению. Фуджита легко одержал победу, споткнувшись только в первой партии. Спонсором была английская компания "Питер Пан Плэйсинг Лимитед", которая и сейчас является агентом по распространению Отелло в Англии.
Во время матча произошел интересный казус - в газетах была допущена опечатка, что выиграл Майлс (слишком ретивый репортер написал об этом услышав о результате первой партии), а Англия не стала спешить с опровержением, и даже сейчас многие думают, что выиграл англичанин, хотя вы сами можете посмотреть, какова тогда была разница в уровне. Фуджита пытался вернуть себе в 1979 году титул сильнейшего, но проиграл в финале Хироси Иное.
Англичане были задеты за живое, американцы заинтересованы. 29 октября 1977 года в Токио прошёл первый чемпионат Мира по Отелло. На этом этапе подключился Джеймс Р. Беккер, который и сейчас проводит подобные мероприятия. После 14-ти национальных чемпионатов представители 5-ти сильнейших стран были отобраны для участия в главном грандиозном шоу, которое прошло в "Империал Отеле". Страны расположились в следующем порядке: Япония, Норвегия, Филиппины, США и Великобритания. От Норвегии принимал участие Томас Хейберг, играющий в Отелло всего три месяца. Он проиграл только Хироси Иное в предварительном круге и в финале. Первый чемпион Мира Хироси Иное выиграл все партии. Он подтвердил свой титул и в 1979 году. Ниже приведен список всех чемпионов Мира со дня проведения первого чемпионата:
С 1987 года, с 11-го Чемпионата Мира, стали проводиться командные соревнования. От каждой страны теперь имеется возможность представить трёх игроков, которые вместе с другими играют в турнире по швейцарской системе. Сумма очков трёх членов команды определяет её место. Верхняя четвёрка продолжает по системе плей-офф выявлять сильнейшего игрока года в индивидуальном разряде. Япония могла бы стараться завоевать и титул чемпионов мира в командном зачете, но Японская Ассоциация Отелло решила отдать этот титул другим странам для большей популяризации игры и теперь на каждый чемпионат они посылают команду из Чемпиона Японии, Чемпионки Японии и одного из руководящих работников, которые часто замыкают таблицу.
В 1996 году, на 20-м юбилейном Чемпионате Мира, который проходил в Японии, впервые были введены денежные призы: первое место 3000$, второе - 2000$, третье - 1000$. Победил, несмотря на болезнь, преподаватель английского языка Такеси Мураками.
В 1997 году, Такеси Мураками предпринял попытку сыграть с компьютером. Увы, получилось смешно... Было сделано несколько предположений об исходе матча, но результат поставил все на свои места 6:0 в пользу искуственного интеллекта. Это была программа "Логистелло", для игры с которой совершенно не надо было совершать паломничество в США, с описанием визита, как это было сделано летописцами. Дело в том, что Логистелло это сетевая программа, которая играет круглые сутки со своей соперницей "Китти", и с которой даже вы можете сыграть в любое время. Но факт остается фактом - примерно в то же самое время, когда Гарри Каспаров играл с "Дип Блю", Такеси Мураками сражался с "Логистелло".
Наша страна с 1989 года участвует в чемпионатах Мира. В 1990 году сборная России в составе: Мельников А.А., Степанов О.А. и Свирский Д.А., стала вице-чемпионами Мира по Отелло.
Олег Степанов