ТЕМП

Отелло ярко выраженная темповая игра. В дебюте и середине игры часто от выигрыша темпа зависит исход сражения.

Только темп у нас специфический. Можно сказать, что в Отелло обратный темп. В шахматах и шашках все стремятся как можно быстрее развиться, вывести свои фигуры как можно раньше в центр, и ради этого идут на всевозможные комбинации. Если кто-либо сможет делать по два хода, в то время, когда противник делает лишь один, уверяю вас, он выиграет. Но в Отелло все наоборот. Здесь каждый ход связан с переворачиванием фишек противника, но это, как нам известно, плохо. И для Отелло справедлива совершенно обратная сентенция: если кто-либо сможет делать в дебюте всего лишь один ход, когда противник делает по два - он выиграет.

Зная это, можно понять, почему отеллисты рады, когда имеют возможность передать ход сопернику. Самый распространенный выигрыш темпа в Отелло - это сделать два хода подряд в каком-нибудь локальном региончике, чтобы заставить соперника искать, где бы ему в другом месте сделать ход, не переворачивая много фишек. Еще один стандартный приём - это долгое съедание небольшого объекта. Представьте себе, что вы можете ходить только справа, а ваш противник только слева, и что если вы сыграете в другом месте, то проиграете партию. Теперь представим, что у вас есть возможность съесть все фишки соперника справа за два хода или за четыре, и такой же выбор у него. Как вы сыграете? Если вы выберете вариант быстрого съедения, то боюсь, что противник выберет другой вариант. И вот он сделал свой второй ход и ваша очередь. Но ведь вы сделали два хода и съели при этом все фишки соперника. Остается играть в другом месте и проигрывать партию. Вариант, выбранный вами, был плохим.

Специально, чтобы избежать такого проигрыша в Отелло учатся растягивать темпы.

Давайте обратимся к диаграмме 15 . Справа у белых четыре возможных хода и все переворачивают по три чёрных фишки. Можно предположить, что все ходы равнозначны, но это не совсем так. Вспомним предыдущий абзац. Два хода, на h5 и на g6, полностью закрывают правую сторону, так, что больше здесь белые ничего уже не смогут сделать. Если далее чёрные сыграют, например, на d1, то белым придётся искать ходы слева, тем самым съедая чёрные фишки и создавая себе коллапс.

Однако, на диаграмме 15 белые могут и сыграть на h4. Если теперь чёрные отвечают на d1, белые продолжают на g6. Таким образом, мы получили, что белые могут съесть чёрных справа за два хода, если начинать с поля h4. Но что делать, если на h4 чёрные сыграют на d1, а на продолжение g6 ответят на e1? Опять надо искать ходы слева? Оказывается, у белых есть еще более сильный ход справа - h6! Теперь белые уже могут сделать в данном регионе три хода подряд: h6, g6 и h4 (h5). Кроме того, этот ход еще и лучше потому, что ответ на d1 чёрных переворачивал бы уже три фишки белых! В этой позиции говорят, что белые имеют три темпа справа.

Конечно, все не так просто, ведь мы не рассматривали возможные ответные ходы чёрных справа, но, по большей части, наши рассуждения были правильны.

Принцип минимума теперь более точно звучит так: стремитесь играть, давая сопернику как можно меньше темпов.

Второе важнейшее правило разыгрывания темпов гласит: разыгрывай сначала общие темпы, и только затем свои. Представим ситуацию, где у вас справа три темпа, а у соперника три слева. Но есть еще поле, куда могут сыграть оба - так называемый общий темп. Если вы начнёте с розыгрыша своих личных темпов, соперник может сходить в общий темп, и у него в запасе будет еще три своих. Но ведь тогда вы вынуждены будете первым делать плохие ходы.

На диаграмме 16 такая позиция. Вы, белыми, можете ходить подряд h5, h4 и h3. Чёрные могут точно так же проводить вариант a4, a5 и a6. Но, если вы сыграете на h5 в данной ситуации, то чёрные сходят на d2, оставляя за собой темпы слева. Однако, вы сами можете сначала сыграть на d2, также сохраняя темпы справа. Более того, если чёрные ответят на a4, то появится еще один общий темп на a5, куда вы можете сыграть. И если чёрные продолжат на a6, то только теперь надо начинать разыгрывать свои личные темпы.

Получается, что у чёрных не было трёх темпов слева? Совершенно верно. Если аннулировать пару ходов чёрный-белый, то получится, что темп был только один. Честно говоря, и на диаграмме 15 было лишь два темпа, но об этом мы поговорим позже.

Олег Степанов